Начальник, обманщик, жадный, проклятый, или Отношения с персоналом: честь или жизнь?

По многочисленным просьбам малочисленных пока читателей я решил ненадолго прервать мемуары и написать О Главном.

О краеугольном камне, альфе и омеге, по совместительству — ахиллесовой пяте бизнеса.

О сотрудниках.

Оговорюсь:  у меня — очень средние способности к управлению и [пока] нет профессионального управляющего, поэтому проблемы с персоналом я черпаю полной ложкой, досыта.

Недоступною заснеженной вершиной среди проблем высится одна — Проблема С Зарплатой.

Вообще, то, что работникам нужно платить, огорчает предпринимателей всегда. Но, ясен пень, моя ситуация куда сложней.

У меня есть несколько старослужащих сотрудников, выросших со временем в ценных специалистов. Правильно, наверное, сказать, что я к ним привязан — мы вместе почти с самого начала, уже шесть-семь лет, — это стаж.

В то же время, зарплаты их в свое время были несколько завышены. Собственно, что еще может предложить работнику малый бизнес — деньги да человеческое отношение, больше у нас ничего нет.

По мере роста оборотов — росли и доходы старослужащих, поскольку они, разумеется, имеют процент с продаж. И сейчас картина красива, но печальна:

  • в самые удачные месяцы — большой, в основном за счет зарплат стариков, зарплатный фонд, — съедает бОльшую часть прибыли
  • в обычные  месяцы — доходы с расходами сходятся примерно в ноль
  • в неудачные — убыток оказывается бОльшим, чем прибыль в лучшие

Уже полтора года я с интересом ищу выход из положения.

Можно, например, снизить старослужащим процент с продаж. И это даже оправдано — в отделе сейчас больше людей, внедрены кое-какие технические новшества, так что нагрузка как минимум не выросла по сравнению с прошлыми годами. В то же время, зарплаты стариков подросли существенно, они все южнее летают в отпуск, а в домах их все больше огней.

Но тот не нюхал настоящей жизни, кто не срезал сотрудникам зарплату — даже если она при этом выросла, но меньше их ожиданий.

Раньше у нас была ступенчатая шкала: маленький процент при невыполнении плана (фирма приветливо машет из ануса), средний — при нормальных результатах, высокий — когда придет светлое будущее. Светлое будущее наступило и оказалось кофейного цвета:  затраты выросли больше ожиданий — я ошибся в расчетах.

Год назад я отменил эту систему и сделал процент постоянным, средним. Отменил в традициях fair-play: созвал собрание, показал цифры, объяснил, что жир не накапливается, примерно обозначил, когда умрем. Обосновал, то есть, необходимость.

Мне припоминают это до сих пор: между прочим, говорят, моя зарплата должна быть в полтора раза выше.

Есть опасение, что дальнейшее изменение правил во время игры — демотивирует игроков напрочь. В конце концов, у меня для них есть только деньги и человеческое отношение, страшновато ударить и по тому, и по другому одновременно.

Можно сократить другие расходы —  но из существенных статей там:

  • реклама, которая двигатель
  • аренда — но у нас небольшое помещение, и оно нам уже жмет
  • зарплаты сотрудников, к которым я не так привязан — но срезать там нечего, а сокращать людей — значит, убить возможность дальнейшего развития

Можно при том же составе увеличить производительность труда, и тогда мы уйдем сильно выше точки безубыточности, и светлое будущее наконец воссияет. Разумеется, это мой выбор, и я не думаю про морковку перед ослиной мордой.

А думаю о том, что неумение работать с персоналом — дорого обходится.

А потом — о том, что к людям нужно по-человечески.

А потом снова про дорого.

И так подолгу.

Хорошо, что светлое будущее все-таки придет.

Share