Начальник, обманщик, жадный, проклятый, или Отношения с персоналом: честь или жизнь?
О краеугольном камне, альфе и омеге, по совместительству — ахиллесовой пяте бизнеса.
О сотрудниках.
Оговорюсь: у меня — очень средние способности к управлению и [пока] нет профессионального управляющего, поэтому проблемы с персоналом я черпаю полной ложкой, досыта.
Недоступною заснеженной вершиной среди проблем высится одна — Проблема С Зарплатой.
Вообще, то, что работникам нужно платить, огорчает предпринимателей всегда. Но, ясен пень, моя ситуация куда сложней.
У меня есть несколько старослужащих сотрудников, выросших со временем в ценных специалистов. Правильно, наверное, сказать, что я к ним привязан — мы вместе почти с самого начала, уже шесть-семь лет, — это стаж.
В то же время, зарплаты их в свое время были несколько завышены. Собственно, что еще может предложить работнику малый бизнес — деньги да человеческое отношение, больше у нас ничего нет.
По мере роста оборотов — росли и доходы старослужащих, поскольку они, разумеется, имеют процент с продаж. И сейчас картина красива, но печальна:
- в самые удачные месяцы — большой, в основном за счет зарплат стариков, зарплатный фонд, — съедает бОльшую часть прибыли
- в обычные месяцы — доходы с расходами сходятся примерно в ноль
- в неудачные — убыток оказывается бОльшим, чем прибыль в лучшие
Уже полтора года я с интересом ищу выход из положения.
Можно, например, снизить старослужащим процент с продаж. И это даже оправдано — в отделе сейчас больше людей, внедрены кое-какие технические новшества, так что нагрузка как минимум не выросла по сравнению с прошлыми годами. В то же время, зарплаты стариков подросли существенно, они все южнее летают в отпуск, а в домах их все больше огней.
— Но тот не нюхал настоящей жизни, кто не срезал сотрудникам зарплату — даже если она при этом выросла, но меньше их ожиданий.
Раньше у нас была ступенчатая шкала: маленький процент при невыполнении плана (фирма приветливо машет из ануса), средний — при нормальных результатах, высокий — когда придет светлое будущее. Светлое будущее наступило и оказалось кофейного цвета: затраты выросли больше ожиданий — я ошибся в расчетах.
Год назад я отменил эту систему и сделал процент постоянным, средним. Отменил в традициях fair-play: созвал собрание, показал цифры, объяснил, что жир не накапливается, примерно обозначил, когда умрем. Обосновал, то есть, необходимость.
Мне припоминают это до сих пор: между прочим, говорят, моя зарплата должна быть в полтора раза выше.
Есть опасение, что дальнейшее изменение правил во время игры — демотивирует игроков напрочь. В конце концов, у меня для них есть только деньги и человеческое отношение, страшновато ударить и по тому, и по другому одновременно.
Можно сократить другие расходы — но из существенных статей там:
- реклама, которая двигатель
- аренда — но у нас небольшое помещение, и оно нам уже жмет
- зарплаты сотрудников, к которым я не так привязан — но срезать там нечего, а сокращать людей — значит, убить возможность дальнейшего развития
Можно при том же составе увеличить производительность труда, и тогда мы уйдем сильно выше точки безубыточности, и светлое будущее наконец воссияет. Разумеется, это мой выбор, и я не думаю про морковку перед ослиной мордой.
А думаю о том, что неумение работать с персоналом — дорого обходится.
А потом — о том, что к людям нужно по-человечески.
А потом снова про дорого.
И так подолгу.
Хорошо, что светлое будущее все-таки придет.