Ты у меня первый, или Низкая зарплата, карьерный рост

karjeraПродолжим серию мемуаров о стыдных ошибках бизнес-юности.

Как было сказано в предыдущей серии, работать одному сделалось  тяжело. Вопрос о том, чтобы взять первого наемного работника, поднялся передо мною, острый, как вилы в крестьянской войне.

Как ищет работника, да еще первого, молодой, едва вставший на крыло предприниматель? Которому, к тому же, не повезло найти партнеров, и он не делит скупые слезы первой прибыли на двоих?

Если молодой предприниматель мудр — работника он ищет среди знакомых.  Если так себе — то среди знакомых и родственников. А если не среди родственников и не среди знакомых, — значит,  никакой он не вставший на крыло, а гордый орел и высокого полета птица, и нам о нем даже писать неприятно.

Потому что настоящему молодому предпринимателю искать сотрудников через кадровое агентство — дорого, а по объявлению — страшно. Не то, чтобы в деятельности его было так много сокровенных тайн и давящей ответственности, что к ней нельзя подпустить кого-то незнакомого. Но как-то… некомфортно.

Посему критериев выбора первого работника бывает два:

  • подешевле
  • хоть шапошно знакомый, чтоб не страшно было разговаривать

Как правило, этим усовиям соответствует какой-нибудь, по чистой случайности, нигде в это время не занятый человек.

И вот, пройдя среди знакомых с мелкоячеистым бреднем, я взял на работу:

  • бывшего омоновца, ветерана обеих чеченских войн
  • потерявшего затем по рассеянности гражданство (один документ украли, второй куда-то делся, никаких данных о принадлежности к России нигде не оказалось, и пришлось снова становиться гражданином по полной процедуре. Благо, и жена, и ребенок оставались россиянами)
  • между омоном и мной работавшего в снабжении какого-то завода, где не платили денег, зато научили брать откаты, о чем он рассказывал с просветленным лицом
  • а потом монтировавшего кондиционеры

Я имел на него большие планы: сначала — водителем на своей машине, возить запчасти за очень маленькие деньги. А потом, конечно, карьерный рост. Мы ведь у самых истоков.

Я сел в офисе — принимать звонки, подбирать запчасти и рулить финансовыми струйками. Андрей стал ездить к поставщикам, к клиентам и на транспортные компании.

Для человека, принимающего звонки в офисе, а не за баранкой — поток запросов оказался вполне посильным. Оборот вздохнул — и вырос в полтора раза.

Водитель из Андрея, кстати, получился прекрасный, системы fire-and-forget: получив задачу, дальше делал все сам, с максимально возможной скоростью и не требуя микроконтроля.

Тем временем, сайт индексировался все лучше и лучше, с контекстной рекламой я тоже разобрался, и звонков становилось все больше. К концу лета я купил каблучок Рено Кангу, нанял (по объявлению на rabota.ru — я на глазах становился опытней) другого водителя, а Андрея перевел в офис. Тут появились вопросы.

Во-первых, оказалось очень сложно учить человека, не отрываясь от интенсивной работы с клиентами. Я и вообще-то не лучший в мире учитель, а тогда никакой методики у меня не было вообще. Процесс обучения выглядел так:

Я (не отрываясь от подбора запчастей, сую Андрею лист из принтера): Читай….

Андрей (прочитав): Что это?

Я (машу рукой, потому что у меня в ухе телефон с клиентом в нем).

Большая пауза.

Я (повесив трубку): Это список конструкционных групп МАН. Сейчас…

(звонок, разговор с клиентом, большая пауза)

Я (повесив трубку): Иди сюда, я сейчас буду подбирать и комментировать, а ты запоминай и следи по ли…

(звонок, разговор с клиентом, я переключаюсь на другую программу).

Передача звонков Андрею тоже  помогала не слишком, потому что первое время он мог только громко дублировать то, что ему говорили в ухо, а затем передавать мне трубку или ретранслировать ответ.

Паровая машина бр. Черепановых имела КПД много выше, чем у нашего обучения. Понимая это, я злился:

  • на себя — за неумение объяснять;
  • на себя — за выбор кадров;
  • на Андрея — за неумение схватывать всяческие тонкости работы, которой он никогда не занимался, на лету и с полуфразы

Раздражение мое отдельно затрудняло учебу: вместо того, чтобы объяснять медленно и подробно — я гавкал.

На самом деле, эта небольшая история — не про одну, а про две кадровых ошибки. Кроме того очевидного факта, что, взяв сотрудника, требующего обучения, нужно учить его хоть сколько-нибудь системно, причем в отдельное от основной работы время, — важно не упустить еще один момент.

Я понимаю, что совсем не сразу заметил, когда с таким скрипом обученный Андрей — перестал крякать и взмахнул белыми крылами, а клиенты стали уходить от него улыбчивыми и румяными. Он прилично уже времени был уже  хорошим специалистом — а у меня перед глазами все стоял образ, нарисованный во время трудного обучения.

И, в общем-то, только мое везение виновато в том, что он досидел до момента, когда я вдруг понял — опа! да он же все прекрасно умеет.

Собственно, благодаря  этому везению у меня сейчас есть хороший начальник отдела продаж.

Ну и дружеские отношения, из-за которых он когда-то попал ко мне в сети, мы, в общем, сохранили. Что еще странней.

Воспоминания будут продолжены в следующей серии, а вот список того, что уже вспомнено:

А вы-то, вы-то, господа? Вы как искали первых сотрудников? Через кадровое агентство сразу?

· комментариев 8

Комментариев - 8

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.