Дума о магазине-2

tebe-skuchnoСегодня предо мной стоит нетривиальная задача: рассказать о CRM-системе, так, чтобы не отпугнуть читателя насовсем.

Ну — рискнем.

Итак, я мечтал о розничном магазине. Душу мою бередили рассказы о фирмах, которые поднимались из ничего, просто сидя на 31 км МКАД и перепродавая запчасти с чужих складов, за стенкой (нужно остановить клиента и развлечь его беседой, пока помощник сбергает к соседям, за запчастью).

Но работа на две точки — офис и магазин, — требовала единой информационной системы. А они, эти самые системы, были у нас предельно разрозненными, и помещались в ежедневниках менеджеров.

Ежедневника хватало ненадолго; найти концы, если кого-то нет на месте, а звонит клиент, общавшийся с ним — было ну очень трудно; почерк у меня препоганый, а рука быстро устает. Проблема высилась над нами, как вставший на дыбы гризли.

Как и в случае с сайтом, я пошел самым спорным путем: собрал в кучу тощие свои навыки программирования и сел писать систему сам. Первая версия съела недели две вечерней работы, но зато мы получили продукт, заточенный специально под нас.

Вообще, CRM-системы в основном используются для активных продаж. Наша была сделана под работу на входящем потоке.

По сути, это система учета клиентских запросов. В нее записываются:

  • Автомобиль, для которого нужны запчасти, с его VIN-номером
  • Список запчастей
  • Контактная информация клиента
  • Если дело доходит до заказа — то способ оплаты, на кого выписывать документы, будет клиент получать товар у нас, или нужна доставка, или отправка в другой город
  • Особые комментарии — уровень скидки, в какой момент и куда отправлять счет, «любит отказываться, только по предоплате!» и т.п.
  • Как клиент нас нашел
  • Срочность запроса

Первая же версия позволила любому менеджеру подхватывать любую заявку с любого места (мы не закрепляем клиентов за отдельными специалистами, работа всегда коллективная) и вести ее дальше, хохоча от громадности своих возможностей.

Скорость ответа на ПОВТОРНЫЕ звонки клиентов — увеличилась в разы.

Во второй версии — вместо единого тела запроса появился попозиционный список запчастей, а вместе с ним — возможность быстро считать цены, вести статистику продаж по отдельным товарам, а также — смотреть, кому и по какой цене эта шутка предлагалась в последние разы, и чем кончилось дело.

Со временем я сделал еще статистику по количеству запросов, доходящих до заказов, по эффективности работы продавцов и т.п. Наладил обмен данными между системой и 1с: счета стало можно не делать вручную, а создавать из запросов. И сделал еще несколько приятных и крайне полезных штук.

Года через два после описываемых событий я решил перенести свою систему на какую-нибудь сторонними людьми поддерживаемую платформу: было ощущение, что путь, которым идем — тупиковый, я ведь не смогу вечно писать программу сам, а посторонний специалист в этих каракулях не разберется.

Оболочку я искал такую, чтобы ее можно было модифицировать самостоятельно (например, засунуть в нее все уже сделанные мульки). Остановился на ClientBase, она показалась достаточно простой и легко изменяемой. Скачал, оплатил лицензию, разобрался в том, как крутятся в ней колесики.

И плюнул.

Объем работы предстоял солидный, а преимущества — теоретического, скорее, свойства (не говорить про основной инструмент «это, конечно, тупиковая система, но пока работает неплохо» — это, как-то, недостаточный выхлоп от нескольких недель труда).

Однако, если кто-то из начинающих ищет первую CRM — то, наверное, могу рекомендовать эту: она дешевая, с приличными базовыми возможностями, а изменения в нее сможет вносить любой человек с базовыми знаниями в PHP и не забаненный в яндексе.

Но это все было значительно позже; а пока у меня появилась информационная система, позволяющая работать из дома, из машины, из розничного магазина, из бани с телками, — и я стал искать помещение под магазин.

А здесь уже 3.5 тысячи знаков, поэтому про то, как я нашел помещение и что из этого вышло — расскажу в следующий раз.

Но поиски мои не окончены, поэтому: о человеки, перед кем включена CRM-система! Скажите: а какая? И как она?

Share

1 Response

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован.

Post comment